СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Автор: vavusa от 10-01-2012, 20:43, посмотрело: 26332

0
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Человеческая жизнь – это жизнь сообща, вместе. В одиночку людям просто не выжить, не развиться, не обрести своего главного достоинства – сознания. И поэтому с древних времён люди селились кучно, общими усилиями охотились, обрабатывали землю, растили новое поколение, передавая ему навыки культуры. Осуществляя совместную деятельность, люди объединялись в группы, общности и т. д.
Исчезали города и целые страны, племена, народы. Стирались с лица земли цивилизации. возникали и исчезали границы. И только одну ценность человечество пронесло сквозь тысячелетия, неизменно дорожа ей и принося ей в жертву всё остальное. Эта ценность – семья. Её сохранили, уберегли все народы мира без исключения. Семья – это средоточение духовности, любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Она даёт человеку смысл его жизни, порождает в душе лучшие, высокие чувства. Человек готов жертвовать жизнью, но не семьёй.

Положение семьи служит барометром состояния общества. В счастливой семье существует психологическая совместимость.
Психологическая совместимость – это взаимное соответствие личностных свойств индивидуумов в группе. Чем более длительным оказывается период взаимодействия людей, тем более значимее становятся их индивидуальные характеристики.
Порой элементарное незнание оборачивается большими и малыми бедами. Так, американские психологи, исследуя конфликты в семье, выяснили следующее: трудности общения86,6%, проблемы связанные с детьми и их воспитанием – 44%, финансы37%, домашнее хозяйство17%.

Семьяэто основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Эта группа обладает общим бюджетом.

Рождение или смерть человека – это биологический фактор, не зависящий от самого человека. Семья же рождается в социальном смысле, а именно с момента заключения брака – оформленного государством специального документа. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который тоже оформляется государством.

Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.[i][/i]

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.
Различают две группы таких условий.
К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:
а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:
а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют, только общую мать или отца);
в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства;

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Функции семьи:
1. РЕПРОДУКТИВНАЯ - воспроизводство рода;
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - социализация подростающего покаления;
3. РЕКРЕАТИВНАЯ - обеспечение комфорта и домашнего уюта;
4. ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВАЯ - ведение домашнего хозяйства, общий бюджет семьи;
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - удовлетворение в любви и дружбе;

Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви.

Однако одним из важнейших факторов семейных отношений является быт. Под бытом понимается область не производственной жизни, условия, в которых находится человек вне производственной общественной деятельности.

По своей структуре семья не однородна. В любой семье существует понятие родства.
Родство – это совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана - родственники жены и родственники мужа. Выделяют три степени родства – ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют "фамильное дерево".

Ближайших родственников может быть 7: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных.
В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от неё. Большинство современников не знает имени своих дальних родственников. ближайшие родственники тоже собираются реже чем прежде.

Подбирая семейную пару, мы сопоставляем себя с будущим мужем или женой: сопоставляем рост, гармонию лица, тела, иногда сексуальную совместимость, хозяйственные навыки, материальную обеспеченность родителей, и это часто главные, а может единственные критерии оценки.
В духовной сфере выделяем: доброту, мягкость, целеустремленность, умение зарабатывать и другие критерии.

Семейный конфликт.


Но вот супруги прожили 2—3 года и выясняется, что над одним и тем, же один смеется, другой плачет; один восхищается красотой предмета, а другой видит в нем безвкусицу; один принимает решение, а другой категорически возражает против этого решения; один хочет поехать на рыбалку, а другому хочется пойти на концерт в консерваторию. Почему же так происходит? Да потому, что супруги выбрали себя по гармонии своих материальных тел и не попытались разглядеть свои души. Эти души по своему развитию оказались разных видов. Это развитие не определяется воспитанием в семье, школе, институте. Это развитие определено развитием разума и развитием чувствования самой души за многие воплощения. Развитие разума мы видим в проявлении каких-нибудь способностей, талантов, а чувствование души в умении чувствовать оттенки настроения, проявлений эмоций и так далее.

То есть души, как бы подобны образам видов животных. Духовная гармония возможна, если души мужа и жены принадлежат, как образ, к одному виду, например, либо к виду "кошек", либо к виду "собак". Если же души мужа и жены принадлежат к разным видам, душа мужа принадлежит виду "собак", а душа жены к виду "скорпионов", то в такой семье муж всегда будет "лаять" и "кусаться", а жена неожиданно его "жалить".
И ничто не может изменить такое положение, пока они не поймут, что муж "собака" умеет лаять, но может "сторожить дом", "верен хозяину", хорошо понимает команды "фас" и "фу", а жена только в хорошем расположении духа не "жалит".

Суть больших и малых конфликтов, которые возникают по самому незначительному поводу в том, что каждый супруг пытается переделать, перевести другого в свой вид души. Можно перешить костюм, можно отшлифовать металл, но изменить или отшлифовать душу невозможно, ее можно только вразумить, добавить ей разума.

Бессмысленно ходить на прием к психологам или снимать сглаз, наговоры, нужно заглянуть в свои души и наладить сотрудничество двух, совершенно разных видов душ, например, удава и кролика, тигра и серны, орла и голубя.

Все знают, что гармоничная пара сочетается Богом, у такой пары имеется гармония материальных тел, гармония душ и гармония разума.
Такие пары всегда рядом, их как бы подталкивает друг к другу, присылает Бог, но мы чаще не замечаем своих половинок или нам мешают соединиться с ними родители или родственники, их главные доводы: из бедной семьи, отсутствие высшего образования и тому подобное.
В негармоничной паре муж и жена находятся в постоянном флирте, явном или неявном, признаются в этом они сами себе или нет. Это их разум постоянно в поиске своей гармоничной пары.

Бывают сочетания, когда один из супругов является идеалом для другого, а тот в свою очередь негармоничен для него. В этом случае возникает ревность. Супруг или супруга находят вне семьи свою гармоничную половинку, обрекая супруга на страдание. Тут никто и ничто не поможет, ни угрозы, ни побои, ни увещевания родственников или друзей.

В негармоничной семье нет любви и счастья, там может быть только привычка, как замена счастья и секс вместо интимных любовных отношений душ, достаток семьи никого не радует.

Поэтому мы говорим, что с милым и в шалаше рай, вернее, гармоничным душам, неважно обилие материальных благ, для них главное не расставаться. Их души и разум — две половинки одного целого, нашедшие друг друга, что они и сделали.

Такие души до глубокой старости не отлепляются, если один покинул этот мир, другой уже стремится за ним покинуть его. Такова божественная гармония мужа и жены.

За время своего развития патриархальная семья претерпела ряд изменений. Если раньше мужчина считался добытчиком, а функция женщины сводилась к хранительнице очага и воспитанию детей, то современной семье характерна двухкарьерная модель: отец и мать – оба работают. Работа не только экономически, но и социально необходима для многих женщин. Работа, как, оказалось, компенсирует стресс, она помогает женщине преодолевать напряжение в супружеских отношениях. Но выяснилось и другое: когда женщина чрезмерно увлекается работой и забывает о доме, напряжённость в семье растёт.

Для регулирования гендерных конфликтов в семье необходимо, в первую очередь, управлять своим характером и темпераментом, уметь уступать, не нарушать права и свободы каждого члена семьи.

Насколько личность успешно управляет своим характером и темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной ступени к другой, к более высокому качественному уровню.

Гендерные семейные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния, поэтому их надо предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи выделяют различные варианты поведения мужчин и женщин:

• не втягиваться в конфликт, дать полностью высказаться стороне, провоцирующей конфликт;

• исключить из общения любые претензии на превосходство, унижая другого не возвышать себя;

• искать недостатки в себе, а не у своих близких;

• усилие в разрушении конфликта направлять не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

• надо слушать любые советы, но помнить, что жить вам вместе не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.

Ученые-социологи предполагают, что для развития и совершенствования семьи необходима активная семейная политика государства, основанная на понимании процессов и изменений в ней. В современных государствах семейная политика должна быть построена на следующих принципах:
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Первый принципсуверенитет семьи, означающий, что при проведении политики необходимо минимизировать какое бы то ни было вмешательство в дела семьи.

Второй принципсуверенитет личности, делающей недопустимыми меры, ограничивающие свободу, волеизъявления одних членов семьи в пользу других, искусственно консервирующие стереотипы женского, мужского и детского поведения.

Третий принцип – опора на собственные силы, провозглашающий несовместимость семейной политики с социальным, а тем более государственным патернализмом.

Четвертый принцип – социальная защищенность семьи, предполагающий обеспечение всем семьям гарантированного стандартного для каждой типичной семейной ситуации минимального уровня доходов, жилищных условий, правовой защиты, свободного времени и других условий социальной поддержки.

Пятый принцип – расширение свободы выбора, т.к. самые популярные меры семейной политики не должны подталкивать большинство семей к одному решению, а предлагать как можно больше альтернатив.

Шестой принцип – дифференцированность политики, предполагающий неоднородность общества, состоящего из различных социальных групп с их экономическими, социальными, культурными и другими особенностями.

Седьмой принцип – регионализация семейной политики, учитывающий разнообразие социально-демогарфических и конфессиональных моделей семьи.

Общий смысл гендерной семейной политики заключается в том, чтобы содействовать пониманию и признанию обществом глубинных интересов меняющейся семьи как части своих собственных перемен, равных прав и возможностей мужчин и женщин, поиском нового равновесия и гармонии между личностью, семьей и обществом.

Типы насилия.
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Домашнее насилие имеет множество форм своего проявления:

Физическое насилие: толчки, удары кулаком, пощечина, избиение, удушье, обжигание, ограничение передвижения, сталкивание с лестницы, удары ногой, побои, нанесение рубцов, таскание за волосы, сжимание, а также похищение.

Устное насилие: обзывание, крики, оскорбления, унижение, ворчание, угрозы, постоянные издевательства по телефону, публичное унижение ее достоинств, упреки в том, что она плохой родитель, что она не справляется с детьми, оскорбление ее публично, перед семьей и друзьями.

Сексуальное насилие: сексуальные домогательства, принуждение к сожительству, изнасилование, инцест, принуждение партнера участвовать в сексе с третьим человеком.

Психологическое насилие: угроза насилия, принуждение женщины совершать унижающие ее действия, контроль за ее действиями, запугивание, настраивание детей или внуков против нее, учинение скандалов, угрозы рассказать другим интимные подробности ее жизни.

Экономическое насилие: уничтожение ее собственности; присвоение ее денег; ограничение доступа к домашним деньгам; запрещение ей работать или учиться, принуждая ее трудиться на него.

Пренебрежение: отказ или нежелание делать то, что разумный человек должен делать при сложившихся обстоятельствах. Это включает в себя отказ в обеспечении продовольствием, защите, приобретении одежды; отказ заботиться о потребностях и отказ защищать здоровье и безопасность зависимого человека.

Категория: Текст Обществоведение, Социальная сфера